Светлана Плющева владеет различными техниками – акварель, гуашь, но предпочтение отдает масляной живописи. Все фото: страница С.В. Плющевой, ВК
Светлана Плющева — портретист, пейзажист, мастер бытового жанра.
Городской колорит
Благодаря традиционным летним пленэрам все больше художников связывают свою творческую жизнь с нашим городом, а Кунгур стал заметным культурным центром Пермского края.
Художественный музей постоянно знакомит жителей города с искусством известных мастеров кисти. На этот раз свое творчество кунгурском зрителю представила Светлана Плющева — замечательный художник: портретист, пейзажист, мастер бытового жанра.
Её картины знакомы жителям Перми и многим в России и за рубежом. Трижды Светлана участвовала в кунгурских пленэрах и подарила музею несколько своих полотен. Может, поэтому в экспозиции только пейзажи и по большей части Урала и Кунгура в частности.
Очень чувствующий художник, она по достоинству оценила историческую привлекательность нашего города, прониклась его колоритом и уникальным сочетанием природы и архитектуры.
Сильные мазки, яркие контрасты
Родилась Светлана Викторовна в Свердловске в семье, где к искусству относились очень серьезно. Заметив стремление дочери к рисованию, отец отвел ее в детскую художественную школу. Потом было Екатеринбургское художественное училище им. И.Д. Шадра и Уральский филиал Российская академия живописи и зодчества в Перми, отделение живописи.
С Пермью Светлана связала свою жизнь: дом, семья, работа. Здесь в 2010 году вступила в Союз художников России.
Светлана владеет различными техниками – акварель, гуашь, но предпочтение отдает масляной живописи. Работает в традициях русского реалистического искусства, сохраняя и его художественные приемы, и духовное содержание. Любимыми ее художниками с детства были А.Е. Архипов, Ф.А. Малявин, есть что-то даже навеянное творчеством Н.К. Рериха.
Её пейзажи это не просто изображение природы, это душевное состояние человека, любящего родную землю. Все они созданы исключительно на пленэре, поэтому сохраняют свежесть впечатления, чему очень способствует насыщенный колорит и энергичная манера письма. Большую роль играет фактура предметов написанных длинными, сильными мазками с яркими цветовыми контрастами.
Справа – зима, слева — ручьи
- Когда училась в художественной школе и училище, хотелось списать «гладенько», как у старых мастеров. Потрясением было посещение Эрмитажа. Картины Рубенса, Рембрандта… Расшифровка их технических приёмов, секретов технологии (подмалёвок, лессировка, имприматуры) заставили взглянуть на живопись по-другому. В какой-то момент захотелось писать мазками. И снова подсказал отец, поддержал, одобрил, подобрал нужную литературу. Вместе рассматривали репродукции, обсуждали.
Первая работа до сих пор хранится дома – мамина старая швейная машинка «Зингер», написанная в такой манере.
С тех пор это своеобразная «фишка» художницы, позволившая создавать не по женской мощные, эпические, почти сказочного эффекта, полотна — «Небесная симфония», «Рождение рек. Рассвет», «Уральские сфинксы».
- Я – человек стихии. Мне всегда в природе нравились переходные моменты. Вот покой… и вдруг ветер. Вот одно время года… и вдруг другое.
Когда лето — лето, а осень — осень — это скучно.
В картине «Рождение весны» мне хотелось уловить этот момент. Март. Писала на вершине скалы. Справа – зима. Снег, ветер… А слева уже вода, ручьи. Небо как будто разорвалось и лес где-то внизу просыпается…
Даже одна и та же локация в произведениях Светланы может выглядеть по-разному.
Картины-символы
Картины «Небесная симфония» и «Вдохновение лета» написаны в Кунгуре с одной и той же точки. Первая — мощь и величие природы, вторая — тихая умиротворённость и покой. Подчас произведения Светланы вырастают до уровня высокой символики.
Картина «Сибирский тракт» — образ каторжного края, сурового и жестокого к тем, кто в кандалах прошёл этот страшный путь.
Полотно «Счастливая примета» напротив символ любви и верности, надежда на счастье.
Когда рано осознаешь себя художником, понимаешь, куда стремится, творческая жизнь складывается как надо. А если природа наделила еще талантом, то получается не просто художник, а личность в искусстве.
Светлане Викторовне всё удалось. Её знают и любят, её картины узнают. Надеемся, что полюбит их и кунгурская публика.
Словарь. Подмалёвок — вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной. Лессировка — техника живописи, основанная на нанесении тонких полупрозрачных красок друг на друга. Имприматура — цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта.